- Кокошник
-
КОКО́ШНИК — 1) Декоративный эл-т, обычно в венчающей части здания или завершающий портал, оконный наличник и имеющий полуциркульную, трехчастную (трехцентровую), килевидную (полукруглую с внешним заострением над серединой дуги) или треугольную форму. В отличие от закомар, являющихся конструктивным эл-том и соответствующих кривизне закрываемого свода, за К. нет сводчатой конструкции, он является "знаком" закомары. Конструктивно появление К. объясняется необходимостью оформления на фасадах распространившихся в кон. 16—17 в. ступенчатых, кресчатых и сомкнутых сводов (многоярусные К. Малого собора Донского мон., 1593). Масса кокошников ("горка") в это время — характерная черта посадской эстетики (напр., в ц. Пресв. Троицы в Никитниках, 1630-е гг.; Свят. Николая "Посадского" в Коломне, кон. 17 в.) и важный эл-т "узорочья". Храм с К. вытеснил почти все типы культовых построек, к-рыми был богат 16 в. Наиб. частота применения килевидных К. в сравнении с круглыми и особенно треугольными и их использование в венчающих частях церквей объясняется символическим значением К. как образов "пламени огненного", языков огня, в виде к-рых представлялись в средневековье Небесные Силы, Небесное Воинство, обычно они окружают главу, обозначающую Спасителя. Разнообразные формы венчания наличников в данный период — результат срастания К.
С 1830-х гг. К., особенно килевидный, воспринимается как семантически значимый эл-т рус. стиля. Уже в проектах К. А. Тона, начиная с ц. Св. Екатерины в Екатерингофе (1830), К. достигают такого крупного масштаба, к-рый не встречался в др.-рус. постройках. К. используется как киот с размещением в его поле икон и орнаментальных композиций в рус. стиле (П. П. Зыков); А. А. Парланд в храме Воскресения Христова (1883—1907) впервые применяет мотив одного гигантского К., завершающего фасад, впоследствии повторенный, например, В. А. Косяковым (церкви Староладожского и Киево-Печерского подворий в С.-Петербурге, в с. Кукобой) или П. А. Винорадовым (собор Перервинского мон.) и трансформировавшийся в работах мастеров неорус. стиля (А. П. Аплаксин).
2) К. (кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска) — празднич. головной убор замужней женщины. В 18—20 вв. К. носили в крест., купеч. и мещан. среде. В 19 в. К. распространился с Севера на Юг России и вытеснил сороку. К. изготовлялся спец. мастерицами и стоил дорого. Использовался в свадеб. обряде как головной убор замуж. женщины — девич. прическа заменялась К. или кикой.
Лит.: Кудрявцев М. П., Мокеев Г. Я. О типичном русском храме XVII в. // Архитектурное наследство. М., 1981. № 29. С. 75—79; Попадюк С. С. Теория неклассических архитектурных форм. Русский архитектурный декор XVII в. М., 1998.
Кокошники, шитые жемчугом. Фото 1890-х гг.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.